Человек в капюшоне. Откровенное интервью с гродненским барыгой

2 марта 2018 в 10:00
Поделиться
Класснуть
Отправить

Наркоман, наркодилер, наркотики — какие картинки возникают в голове? Скорее всего, кадры из фильмов или сводок новостей: опустившийся человек с пустым взглядом и бессвязной речью, фигура в подворотне, шприц с ложкой или порошок. «Всё это происходит где-то далеко и никогда меня не коснётся», — подумал обыватель.

Ко Дню борьбы с наркотиками корреспондент Grodno.in встретилась с человеком, чья история подтверждает: наркобизнес ближе, чем кажется. Сейчас Станислав [имя изменено редакцией] живет обычной жизнью, но ещё несколько лет назад был наркоманом, распространителем, а затем и заключённым.

Главный вопрос: что толкает людей заниматься распространением наркотиков?
Лёгкие деньги. Плюс распространители сами употребляют зачастую, только чаще всего лёгкие наркотики. По моему опыту, не от хорошей жизни люди начинают этим заниматься. Причина в неправильном воспитании. Плохо, когда ребенку дают полную волю и слишком много денег или, наоборот, ничего не разрешают, давят, контролируют. Он вырастает, едет на учебу и начинает «отрываться». В то же время если сказать ребенку «делай что хочешь, зарабатывай как хочешь» и выгнать на улицу в 18, результат будет один и тот же: наркоман и торговец.
Как выглядит портрет типичного барыги?
Портрет? Его нет. Обычно это молодые ребята. Но в остальном очень разные. Много умных, перспективных. Есть с хорошим образованием. Не думаю, что в последние годы что-то особо изменилось. Этим занимаются и девушки. Чаще работают в паре со своим парнем или немного помогают ему. Если попадается он — она идет паровозом.
А типичный клиент? Кто в зоне риска?
Употребляют разные люди: кто-то хочет отдохнуть, расслабиться, а кто-то постоянно сидит на этом. Даже спортсмены употребляют. Но нет культуры, как в той же Голландии.
Я считаю, принципы растафарианства делают плохую рекламу. Наркотики подаются в музыке и клипах как образ жизни. Ты выкуриваешь косяк, и становится хорошо, всё само налаживается. На самом деле ничего не происходит, проблемы не исчезают сами. Чтобы что-то иметь, нужно работать, много работать. В массу идёт идеология наркотиков как свободы, а по правде это ограничение.
Что именно пропагандируется?
Через тексты песен, картинку, поведение групп и исполнителей дают посыл: вот она — красивая жизнь. И обязательно с марихуаной или чем-нибудь другим. Тебе не нужно создавать, думать, развиваться, только смотри и потребляй. Идеология потребления в чистом виде. Зачем это делается? Чтобы ограничить людей в возможностях развития и сделать управляемыми. Когда человек мало работает над собой или не работает вовсе, он начинает деградировать. И такими людьми легко манипулировать. Свобода через наркотики — это обман. Сильным мира сего не нужны умные и сильные духом люди в таком количестве. Плюс контроль рождаемости. У человека есть социальная программа: родиться, вырасти, получить профессию, создать семью, родить другого. Но программа — это труд. Наркотики перечеркивают её. Наркоману это не надо.
Пропаганда идет только через массовую культуру?
В какой-то момент ты сам становишься пропагандой. Как это работает? У тебя есть круг общения. Круг влияет на тебя, но и ты влияешь на круг. У знакомых формируется не негативное отношение к наркотикам. Плюс ответственность перед обществом — та самая социальная программа. Я её не реализовывал.
Можно ли стать наркоманом, если ты только попробуешь?
С первого раза? Не на всё подсаживаются с первого раза. Биологически. Но человека толкает идеология потребления. Как в свое время толкали к действиям марксизм, религия и прочее. Человеком всегда движет какая-то идеология. Человек сам себя программирует попробовать еще раз.
Ты чувствовал влияние наркотиков? Были проблемы со здоровьем?
Чувствовал апатию, частые перепады настроения. Нормальное состояние — это когда ты принял, иначе у тебя нет сил, начинается депрессия. Достичь эйфории уже невозможно, ты просто употребляешь, чтобы было не так плохо. С памятью становится хуже. Сложно строить предложения. Хотя может это только у меня так было. Знал ребят, которые и учились на высокие баллы, и употребляли. Внешне у них всё было нормально.
Если удовольствие минутно, а потом становится хуже, то зачем это было нужно?
Это помогало творчеству на первых этапах.
Когда ты осознал, что стал наркоманом?
Грань незаметная, очень тонкая. Я её почувствовал, когда понял, что не могу заниматься творчеством без дополнительной стимуляции. Я употреблял, чтобы хоть что-то сделать. Все говорят, что талант должен поливаться литрами пота, без труда невозможно добиться успеха. А тебе хочется быстрее, легче. Ищешь вдохновения, энергии и находишь её в этом. Но со временем кризис неизбежен. Чтобы остановиться, нужна самодисциплина. Я не смог. Понял, что серьёзно зависим. И это при том, что я употреблял только натуральные [наркотики] и легкую синтетику.
Ты думал о том, что от наркотиков можешь умереть?
Раньше не было столько тяжелой синтетики. От натуральных и лёгких наркотиков воздействие слабее. Не слышал тогда историй, чтобы кто-то умер от них. Здоровье подрывается, если долго употреблять. А от тяжелых можно умереть с первого раза. Мой круг не поддерживал тяжелые наркотики.
Бывают ли бывшие наркоманы?
«Если я не водку жру, а употребляю наркотики, значит я круче, я не алкаш». Бред! Алкоголиком врачи называют и того, кто пьет 12 раз в году по праздникам, ведь это тоже регулярное употребление. Так и с наркотиками. Бывают бывшие наркоманы, но термин неверен. Это не бывший наркоман, а человек, который успешно борется, компенсируя зависимость чем-нибудь другим.
О чем думал, когда поймали?
Когда завели дело, я поначалу не понимал, насколько всё серьезно, думал, что соскочу. Не осознавал уровень ответственности. В СИЗО думал, что делать. От наркотиков усыхает мозг. Ты теряешь способности к аналитическому мышлению, не можешь здраво оценить ситуацию, становится трудно думать. Когда был суд, я понял, что попал. Допрыгался. Были мысли о суициде. И не раз. Дали большой срок. Казалось, что жизнь кончена. Но сокамерники меня убедили, что жизнь не кончена и всё впереди. Даже через 10 лет я смогу успеть устроить свою жизнь. Вообще, то что в камерах первоходы* сидят вместе с рецидивистами, я оцениваю положительно. Очень важно, чтобы рядом были люди, которые поддержат.
Многие думают, что СИЗО и колонии — это места, где каждого нового человека пытаются унизить и раздавить, где человек человеку волк. Так ли это на самом деле?
Взрослые и мудрые люди не пытаются сломать, когда в камеру попадает нормальный парень. На тот момент еще были остатки воровской культуры. Важна была статья. Если ты не насильник или педофил, жил до зоны как все люди, то тебя будут уважать. Главное уметь думать, нести ответственность за свои решения, поступки и иметь подвешенный язык. Я мог постоять за себя и отстоять свое мнение. Мне объяснили, какие правила есть в тюрьме. Я был готов к тому, что несколько лет проведу в колонии. Вернее, меня подготовили к этому. Там действуют такие же принципы, как и в обычной жизни: о тебе судят по поступкам. Есть стереотипное отношение, предрассудки: одна статья — одно отношение, другая статья — другое отношение. Тот, кто сидит за решеткой, может быть порядочным человеком. Есть иерархия, и при желании каждого можно подвести под любое социальное положение. Если человек гнилой или слабый, могут опустить, нанести непоправимый вред психике и здоровью. Вопрос в том, нужно ли это кому-то в конкретной ситуации.
Что помогло тебе вернуться к обычной жизни после освобождения?
Скажу сразу: система реабилитации бывших заключенных не работает. Садят дееспособного человека. Кажется, что через 5 лет он выйдет еще в расцвете сил и сможет принести пользу обществу и государству. А он за это время привыкает к тюрьме. Она ему уже не кажется такой страшной. Там он пересмотрел свои взгляды. Кормят, есть место для сна, прогулки, компания. Работать не надо. Ему так стало удобно. Я сам заметил такую закономерность, а недавно читал статью научную: психологи это доказали. Через 5 лет человека почти невозможно вернуть к обычной жизни. Помочь может не государство, а только близкие и ты сам.
Расскажи, как работала система распространения?
Замечали номера или ники на каждом углу в городе? Так работают с закладками. Набираешь, договариваешься, оплачиваешь, тебе говорят место, ты забираешь закладку. Это новая технология. Интернет помогает. А в моё время передавали лично. Но теперь я не вращаюсь в таких кругах и не могу судить об изменениях.
Откуда в Беларуси появляются наркотики?
Поступают из Европы: Литвы, Польши, Голландии, крупные партии — из России. Их заказывают через сайты, приезжают в Москву или Питер, забирают. Некоторые покупают реагенты на китайских сайтах. Производство находится на островах, где не действуют законы страны по наркотикам. И люди здесь просто получали на почте посылку из интернет-магазина под видом, например, стирального порошка. Потом засыпали реагентом любой чай и давали катализатор, чтобы пошла химическая реакция. Через время «продукт» готов. Кто-то делал наркотики из лекарств, но тут нужно было хорошо знать химию.
Достаточны ли в нашей стране меры борьбы с торговлей запрещенными веществами?
Я думаю, что сегодня система сама не знает, хорошо или плохо она это делает. Я считаю, хорошо, что борется. Однозначно. А вот как — другой вопрос. Методы неправильные.
А какие, на твой взгляд, были бы эффективными?
Нужно в школе больше работать с детьми, готовить их к жизни. Важно до 9 класса объяснить им, к чему приводит употребление и распространение. Иначе в этом возрасте они могут уже всё попробовать, и объяснять будет поздно. Нужно показывать видео без цензуры: как выглядят наркоманы под кайфом, что с ними происходит.
А ужесточение законодательства?
Когда где-то на дискотеке парень угостил знакомого марихуаной, просто угостил, не брал с того денег, а ему дают лет 8 за распространение — разве это правильно? Это всё равно, что ударить бутылкой по голове. Молодой, зеленый, не знал, что за это сажают. Не понимал, насколько всё серьезно. Его не исправляют, не дают шанс, его только наказывают и всё. Что в итоге? На том, кто угостился, пятно. Парень сидит. Страдает его семья. Родные подрывают здоровье за время судов, не занимаются своим развитием, не созидают, а только переживают за парня. Если была девушка или жена, она остается без мужчины. Кто будет растить детей? А если детей нет, то когда они появятся, если она будет ждать парня из колонии? Наказывают одного человека, а выбивается из общества целая ячейка. Нужно не ужесточать, а перерабатывать закон. Чтобы были дробные подпункты. И наказание стало соразмерным с преступлением. Деление по конкретным видам наркотиков. Я согласен с тем, что, например, за супертяжелые наркотики — спайсы — дают большие сроки. А решения судов, когда за марихуану, синтетические, тяжелые и сверхтяжелые наркотики дают одинаковые сроки, просто неразумны.
В Беларуси есть движение за легализацию марихуаны. Как относишься к этой идее и как оцениваешь шансы на положительный исход вопроса со стороны государства?
Отношусь хорошо. Но думаю, что с нашими консервативными чиновниками ничего не выйдет. Сложно оценить шансы. 95%, что скажут нет.
Как быть с теми, кто употребляет?
В мире есть примеры. США, Голландия. Там локально, в конкретных местах и с жестким контролем, разрешают официальную продажу лёгких натуральных наркотиков. Если статистика употребления не уменьшается или уменьшается незначительно, значит, меры не работают. У многих государств есть такая проблема. Невозможно запретить? Тогда нужно «возглавить»: создать законодательство в этой сфере, сформировать культуру, получать налоги, даже туризм делать на этом. Специальные кафе — решение. Но ставить их в центре города и разрешать торговлю в будние дни, я считаю, нельзя. Только на выходных, чтобы люди приходили расслабиться. Твой друг, например, не пьет. Тогда ему предложат покурить. Но такие варианты легализации нужно прорабатывать вместе с психологами и наркологами. Во всём должна быть мера. Если человек бесконтрольный наркоман, его надо лечить.
А если он не хочет и не признает проблему, его близкие могут помочь ему избавиться от зависимости?
В теории — да. Но на практике я не знаю как. Если человек сам не захочет, его нельзя заставить. Наша жизнь только в наших руках. Решишься — горы свернешь. А под лежачий камень вода не течет.
* Первоход (криминальный жаргон) — тот, кто впервые попал в исправительно-трудовое учреждение.

Фотографии носят иллюстративный характер

Ирина Рахманько и Илья Гелей для Grodno.in. Перепечатка текста и фотографий запрещены без разрешения редакции:

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter.

4 комментария
Юлия Селиванова
2 марта 2018 в 12:45
интересно было прочитать... абсолютно согласна, что «если человек сам не захочет, его нельзя заставить».
Валентина Поддубицкая
2 марта 2018 в 15:13
Много нового, как говорят, из первых уст. Если еще кто-то научится на ошибках этого человека, то будет просто отлично. Спасибо, ребята, за интересное интервью). Молодцы!
Сергей Тимошенко
3 марта 2018 в 08:37
Очень интересный формат, побольше бы такого. Можно например у людей разных профессий брать интервью. Интересно было бы.
editor
3 марта 2018 в 08:39 ответ Сергей Тимошенко
Сергей, спасибо за идею, очень любим получать фидбэк от читателей :)