Известные мамы Гродно рассказывают о воспитании своих детей. Специальное интервью ко Дню матери

14 октября 2023 в 08:52
Поделиться
Класснуть
Отправить

В День матери бизнес-портал Grodno.in собрал не только самые полезные праздничные предложения, но и мнения популярных мам Гродно по жизненным вопросам воспитания драгоценных чад. Актуалочка каждой семьи — плохое поведение в общественных местах, время в гаджетах, деньги как метод поощрения, фразы-табу для ребенка, чувство вины у родителей, ревность и драки, переходный возраст и темы 18+. Обо всем этом известные гродненки открыто рассуждают и делятся личным опытом.

Наши именитые героини, прекрасные мамы и собеседницы — фешн-фотограф Надежда Свентицкая, Mrs Globe 2023 и бизнесвумен Лана Глумакова, ведущая и продюсер Наташа Астахова и блогер-стотысячник Людмила Смокот.

Надежда Свентицкая: «В семье я плохой полицейский»

Надежда Свентицкая — самый женский и самый стильный фотограф Гродно. Ее работы пропитаны особым вкусом и безукоризненным fashion-почерком. В ее объективе побывали сотни красивых женщин, еще больше мечтают туда попасть. Мама дочки.

Ребенок не слушается, закатывает истерики в общественных местах — что делать? Лучшие методы против плохого поведения.
До рождения ребенка мы сталкивались с ситуациями ужасного поведения детей в супермаркетах, видели ролики в интернете и боялись, что такое произойдет с нами. К счастью, Люба, несмотря на свои 4 года, достаточно смышленый ребенок и всегда такой была. Ей можно привести аргументы. Когда она требует купить что-то в магазине, мы предлагаем альтернативный вариант, более разумный и приемлемый по сумме. Она выслушивает все доводы и, как правило, соглашается. Или переключаем внимание на другую вещь в духе: «Давай лучше купим тебе носочки, они такие красивые — в садике обалдеют». Такого, чтобы падала в просьбах на пол, не бывает. Считаю, это вклад мужа. Он в нашей семье более наблюдательный и чуткий.
«Если я могу отругать дочь за то, что она нарисовала на столе, то он скажет: «Вау, Люба, как красиво ты его украсила».
Надежда Свентицкая с дочерью Любой
Дать по попе допустимо?
У нас в семье мама — плохой полицейский, а папа — хороший. Мы из того поколения, когда родители воспитывали методами битья по рукам или попе за плохо написанные буквы. Я считаю, все применимо в жизни: и кнут, и пряник. Могу дать по попе, хотя это бывает редко. И то потом прошу прощение за то, что, возможно, обидела ее и не следовало так делать. Могу и резко одернуть за руку, если она побежала через дорогу. Хотя в скандинавских странах поднять руку на ребенка — что-то на грани безумия, самому родителю дороже.
Кричать на ребенка — это нормально?
Из-за бесконечного потока мыслей о повседневных задачах накапливаются усталость и раздражительность. А рядом бегает маленький человек и назойливо требует к себе внимание: «Мама, мама». Можешь вскрикнуть, а потом смотришь на себя со стороны и понимаешь, что это была совершенно беспочвенная злость, ребенок тут ни при чем. Тогда прошу прощения, обнимаю, переключаюсь, откладываю все дела и телефонные разговоры. Пытаюсь объяснить и уделить внимание, уйти туда, где нет компьютера и телефона, отправиться в лес или на игровую площадку, чтобы освободиться от рутины. Детям ведь немного нужно, всего пару минут времени — и дальше они идут заниматься своими делами.
«Хотя бы 5 минут, но полноценного родительского внимания».
Давать сдачи или нет? Делиться или нет, если не хочет?
Нужно уважительно ко всем относиться, но и себя в обиду не давать — лучше избегать конфликтов. Если кто-то ведет себя плохо по отношению к Любе, прошу ее объяснить, что так делать не стоит — это проявление внимания со стороны других детей. Возможно, они просто хотят поиграть и не хотели причинить боль. Если не желает делиться, не стоит заставлять. Мы и во взрослом возрасте не сильно склонны к этому. У нас Люба очень внимательная, заботливая и дипломатичная в этом моменте девочка. Всегда побеспокоится дать бабушке плед, чтобы та не замерзла, поделится единственной конфетой или сырником, сделает ответный комплимент.
Чувство родительской вины перед ребенком — как с ним бороться?
Чувство вины постоянно вызывают бабушки, которые звонят и спрашивают: где и в чем ребенок, чем вы его кормили, почему он голодный или до сих пор не уложен спать? В интернете есть куча мемов с отсылкой, как родители растили нас в детстве и чего теперь требует при воспитании внуков. Иногда испытываю чувство вины за то, что недостаточно внимания уделяю ребенку, могла бы и больше. Хотя не думаю, что их бабушки и дедушки были свободнее и дарили нам больше своего времени. Нельзя приписывать опыт предыдущих поколений на сегодняшний и идти по проторенной дорожке. Главное — видеть счастливого ребенка.
Какие фразы способны убить или, во всяком случае, подорвать детско-родительские отношения?
Все мы люди, подверженные высокому эмоциональному напряжению, поэтому срываемся. Много чего нельзя говорить, но мы говорим. Главное, почаще при этом повторять, что любим. Можно быть вежливой, воспитанной, тактичной и дипломатичной на словах мамой, но при этом настолько сдержанной, что ребенок все равно будет искать искренности.
Сколько времени разрешаете проводить в телефоне и других гаджетах?
Я прячу все гаджеты. Наши телефоны для нее — это табу. Мобильные взрослых — это их работа, чаты, переписки. Мы даем дочке ненадолго поиграть в планшете, но стараемся и его убирать с глаз. Бывает, она на недели про него забывает.
«Ребенок, который месяц не держал в руках телефон или планшет — это нормально».
Предлагаем альтернативу. Как правило, это парк, батуты, бассейн, другие развлечения. Люба может попросить посмотреть мультики на телевизоре, соскучившись после садика — на часок, пока не идем на танцы, например. Если зовем встретиться с ее друзьями, прогуляться в центре, она с удовольствием все бросает и предпочитает выйти во двор.
Называть родителей по имени, а не мама и папа — это нормально?
Как ни назови, главное — истинное чувство и отношение, взаимопонимание, любовь, уважение. Как хочешь обращайся — мамочка или Надюша. Люба может иногда сказать Виктор, Надежда. Это не имеет абсолютно никакого значения.

Наталья Астахова: «Испытываю чувство вины перед старшим ребенком»

Наташа Астахова — известная гродненская ведущая и автор проектов, продюсер, яркая и самобытная личность. Мама двоих дочерей.

Говорят, дети по своей природе не способны к манипуляции, согласны?
Все манипулируют. Дети — такие же люди и ничем не отличаются от других. Мы, родители, тоже дергаем их за ниточки, когда говорим: «Я для тебя делаю все, а ты не можешь убрать в своей комнате». Вас никто не заставляет это выполнять.
«Дети вообще не просили появляться на свет».
Это было желание двух взрослых людей. Раз уж вы произвели этого человека, будьте готовы, что манипуляции будут как с его, так и с вашей стороны. Подростку можно честно сказать о попытке сыграть на ваших нервах и предложить договориться. А вообще, есть такие манипуляции, которые вполне себе приятны, как семейная игра.
Наташа Астахова с дочерьми Евой и Марией
Как боретесь с раздражением на собственных чад?
Пытаюсь, но не скажу, что всегда получается. Бывает, срываюсь на крик, хотя стараюсь делать это как можно реже. Старшая дочь появилась у меня в довольно молодом возрасте. К сожалению, ей пришлось иметь дело с не очень прокаченной мамой. А вот младшую я родила уже будучи более взрослой и осознанной, стараясь учитывать предыдущие ошибки. Она многому меня научила. Говорит: «Если тебе можно на меня кричать, значит, и мне позволительно делать это в ответ». А мне не нравится взаимный крик, поэтому стараюсь быть сдержаннее.
У меня с детьми очень доверительные отношения. Если вдруг чувствую себя раздраженной, стараюсь прямо говорить про свое состояние: «Я устала и хочу побыть одна, чтобы не сорваться». Расходимся по разным комнатам, дабы не поссориться, выдыхаю, и все идет как раньше. Как это работает? Мы же можем сдерживаться, когда хотим, но не кричим на того, кто сильнее нас — например, начальника. От ребенка в ответ не прилетит, поэтому и нападаем на того, кто априори слабее, младше и беззащитнее. Но если уж так произошло (все мы люди, которым не чуждо ничего человеческое), нет ничего страшного, чтобы подойти и сказать: «Послушай, я была не права, сорвалась».
«Даже если ты виноват, то не заслуживаешь, чтобы я на тебя кричала».
Извинение перед собственным ребенком ни в коем случае не лишает родительского достоинства, а наоборот, показывает, что вы признаете свою вину и слабость. Это вызовет только уважение у детей. Но я всем желаю сдержанности.
Сейчас часто и много говорят про чувство вины перед детьми. Вам это знакомо?
Я это ощущаю перед старшим ребенком. Когда Марии было всего 12 лет, ее младшая сестра сильно заболела. Это была настоящая трагедия нашей семьи. В момент, когда старшей дочери было труднее всего и нужны были мамина помощь и внимание, я была сосредоточена на борьбе за жизнь Евы. Виновата ли я в том, что случилось? Думаю, нет. Испытываю ли чувство вины? Да. Как с ним борюсь? Не один раз разговаривала со старшей дочкой и объясняла, что тогда происходило. Она это понимает, не знаю, прощает ли невнимание, которое ей досталось от родителей. Думаю, что прощает. Но чувство вины у меня никуда не девается.
«Если что-то закралось в душе, нужно поговорить с ребенком».
Гораздо хуже не испытывать чувство вины и считать, что любое поведение оправдано тем, что я родитель, старше, жизнь тебе подарил, а значит, могу делать все, что угодно, а ты мне должен быть благодарен за то, что появился на свет. Вот это неправильно.
«Чувство вины перед своими детьми — вполне себе нормальное явление. Это говорит об осознанности родителей».
Многие комплексы родом из детства, родители могут неумышленно на это влиять.
Детей нельзя критиковать, как и взрослых. Есть более тактичные способы поговорить, чем грубая бестактная правда. Категорически запрещено понижать самооценку своему ребенку, особенно делать это преднамеренно, «чтобы не зазнавался», «не считал себя лучше других». А почему бы нет? Чем плохо считать себя лучше, чем кто-то другой? Мне кажется, это прекрасное качество.
Поощрение деньгами за помощь допустимо?
Я росла в трудные времена, когда вопросы ставились по-другому: «Хочешь новые сапоги? Вот закончишь четверть без троек или четверок, тогда купим». Сейчас мы живем иначе. Пора прекращать взрослые манипуляции. Пока ребенок учится и не зарабатывает сам деньги, это нормально — давать ему их на карманные расходы, прогулки, пополнять баланс телефона. Не вижу ничего страшного в системе финансового поощрения и не считаю это баловством. Не нужно ничего заслуживать, когда тебе просто так дают средства на свои расходы. Это не про мажорство, а про то, чтобы не ставить ребенка в унизительное положение «мне нужно на что-то заслужить». Другое дело, у всех своя финансовая ситуация. Здорово, когда дети понимают возможности своей семьи и соблюдают берега.
Называть родителей по имени, а не мама и папа — это нормально?
Я к этому отношусь однозначно плохо. Считаю, что в современном мире есть мама и папа, никаких имен. Если ты так называешь своих родителей, в чем тогда ценность и трогательность детско-родительских отношений? Я за то, чтобы мы были друзьями со своим детьми, но все-таки важность слов «мама и папа» для меня неприкосновенна. Знаю ситуации, когда к родителям обращаются на «вы» как проявление уважения — мне и это всегда казалось странным, но допустимым. Но вот когда вместо таких святых слов, как мама и папа, произносятся имена, это перебор. В нашей семье, конечно, мамочка и папочка, мама и папа, ма и па, всевозможные уменьшительно-ласкательные и производные от мама и папа. Для любого взрослого очень важно услышать такие слова.
Как пережить переходный возраст?
Если видите, что они — эти подростки — раздраженные, встаньте на их место. Они сами не понимают, что происходит в их головах. Их бомбят и разрывают изнутри гормоны. Проявите немного терпения. В конце концов, вы старше. Я бы советовала всем родителям умерить свой воспитательский пыл, а не хвататься за ремень, когда вам ответили как-то, на ваш взгляд, грубо или дерзко. Спросить, не нуждаются ли в вашей помощи, быть особенно внимательными в этот момент. Не допустить, чтобы дети воспринимали вас, как своего врага или человека, от которого нужно все скрывать. Покажите это ребенку и скажите, что к вам можно обратиться с любой проблемой. И вы готовы поддержать, несмотря ни на что.
«Станьте другом».
Надо ли говорить с детьми на интимные темы, в том числе о сексе?
Я не знаю, что было раньше в нашей ситуации — интернет или родители. Не могу сказать, что эта тема возглавляет чат обсуждений. У нас не было специальных книг или тематического вечера, на котором мы говорили про половое воспитание. Большое влияние оказывает тот факт, что у нас семья католиков: стараемся соблюдать традиции, много говорим о важности целомудрия, хотя бы до совершеннолетия. Мы не делаем из этой темы табу. Если у ребенка возникает какой-то вопрос на интимную тему, отвечаем на него честно. Про месячные и другие женские моменты я говорю со своими девочками довольно открыто. В наше время мамы с дочками как-то про это не разговаривали.

Лана Глумакова: «Пусть любовь будет бесконечным ресурсом — это бесплатно»

Лана Глумакова — успешная бизнес-леди Гродно и обладательница многочисленных титулов в конкурсах красоты. В 2022 году стала лучшей женщиной Европы. Мама двоих сыновей.

Можно любить кого-то из детей больше?
Хорошо помню тот момент, когда Илье было пять и у нас появился Ваня. Я возилась с новорожденным, а муж первые месяцы каждый день приходил с работы пораньше, ужинал и уходил в комнату старшего сына: играл с ним, читал, дурачился. Так, чтобы тот ни в коем случае не заметил разницы до и после рождения брата. Никаких: «‎Все, теперь у тебя появился братик, ты взрослый». Пусть в каждой семье любовь будет бесконечным ресурсом. В конце концов, это бесплатно и очень приятно.
«‎Я считаю, родительская любовь не делится».
Лана Глумакова с сыновьями Иваном и Ильей в детстве
Красавицы кричат на своих детей?
В нашем доме кричать — это ненормально. Я стараюсь не приносить близким свое плохое настроение. Даже небольшое повышение тона вызывает у детей негодование и обиду: «Кричать на нас нельзя». В то же время строго слежу, чтобы и сыновья вежливо общались друг с другом и родными. Эмоция не исключается, но принцип уважения — основа.
У вас оба сына, воспитывали фразами в духе «мужчины не плачут»?
Мне кажется, я ни разу в своей семье эту фразу не произносила. Хочется плакать — поплачь, пожалуйста. Неважно, мальчик ты или девочка. Подавлять эмоции вредно. Вопрос в другом — помочь разобраться в том, что произошло, и найти выход из сложившейся ситуации.
Что дети не должны слышать от родителей?
Нельзя говорить тех слов, в которых нет любви. По тому, что произносят родители, ребенок должен понимать главное: его любят, в него верят, поддерживают, уважают интересы и выбор. Очень важно не заниматься нравоучениями, а объяснять, делиться своим опытом и мягко направлять.
Отношение к деньгам — допустимо приплачивать детям за успехи или помощь по дому?
Для меня это очень тонкий вопрос. Замечательно давать ребенку возможность заработать с тех вещей, на которых делает деньги семья, приучать таким образом к труду и поощрять это. Платить за оценки — нет, скорее пообещать награду: подарок, поездку за хороший результат в четверти или за год. Категорически неприемлемым считаю платить ребенку, например, за то, что он посидел с младшей сестренкой или помыл посуду. Нельзя переводить на коммерческую основу обычные семейные обязанности.
«Взаимопомощь и поддержка не должны продаваться».

Людмила Смокот: «Работала с дочкой на руках, когда ей не было и года»

Людмила Смокот — гродненский блогер с аудиторией более 100 тысяч человек, мама сына и дочки.

Как избежать ревности, когда в семье не один ребенок?
У меня двое детей, и я обожаю их до безумия. Чтобы избежать ревности, нужно просто стараться одинаково отдавать любовь. Если одного хвалишь, то сразу второго. Покупаешь на день рождения подарок одному, сразу же и второму, чтобы дети не чувствовали себя обделенными.
«Конфликты и драки между братьями и сестрами — это нормальная тема».
У меня с сестрой разница в 1,4 года. Мы все детство цапались, но сейчас очень близко общаемся. У моих детей тоже очень маленькая разница в возрасте, они часто ссорятся и дерутся, но я к этому абсолютно спокойно отношусь, не лезу в их разборки и жду, пока сами разберутся.
Людмила Смокот с сыном Арсением и дочерью Ксенией
И все же, что делаете в случае непослушания?
У меня такое бывает очень редко. Возможно, потому что воспитываю детей одна — их отец не участвует в нашей жизни, это даже плюс. В очень редких случаях, когда малыши не хотят убирать игрушки, я просто спокойно повторяю просьбу и аргументирую, что сделаю, если они не выполнят требование. С истериками в общественных местах у нас нет проблем. С рождением детей везде брала их с собой и не переживала, что они доставят мне неудобства. Работала с дочкой на руках, когда ей не было и года.
Можете прикрикнуть?
Я неидеальная мать. Могу злиться на своих детей, когда они не делают то, что мне нужно. Но пытаюсь им этого не показывать. В первую очередь, гнев должен быть на себя за то, что не справляюсь с эмоциями.
«Дети — это дети, они просто играют».
Как относитесь к физическим методам воспитания?
Я против какого-либо насилия. Есть у меня один способ — взять за руку, когда понимаю, что ребенок что-то делает не так. Отвожу в сторону и объясняю, в чем он не прав.
Фразы-табу в общении с ребенком.
Все эти фразы «Отдам тебя той тете или в детдом» могут нанести ребенку серьезную психологическую травму. Однажды была ситуация, когда мой сын рыдал на улице. Я его активно утешала, а проходящий мужчина пригрозил: «Сейчас со мной пойдешь, если будешь плакать». Ребенок начал еще больше расстраиваться. Подобным людям сразу говорю, что они не имеют право такое говорить.
Мальчики не плачут?
Когда сын в слезах, я ни разу не сказала ему что-то подобное. Ребенок должен уметь проявлять свои эмоции, лучше поплачь, пусть этого никто не увидит, и иди дальше.
Чувствуете себя виноватой в чем-то перед детьми?
Из-за работы бывает чувство, что уделяю им мало времени. Сама себя утешаю, что так много тружусь только для того, чтобы у моих детей было лучшее будущее. И чтобы обеспечить им все игрушки, которые они хотят.

Все фото из личного архива героев.

Перепечатка материала запрещена.

Ника Невская. Cообщить новость: +375 (25) 502-78-94показать телефон или на почту .

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Гродно? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.

16 комментариев
nnastya
14 октября 2023 в 09:42
Крутые мамы) Вторая героиня попала в самое сердечко!)
Иван Климко
14 октября 2023 в 16:21
Интересные девочки. Интересные мнения. С некоторыми не согласен, но им виднее. С праздником!
pobeda
16 октября 2023 в 09:31
Какая прекрасная подборочка, очень интересно, прониклась многими с другой стороны. Искренность подкупает
mamamarina
16 октября 2023 в 09:50
Всегда приятно почитать , в как в других семьях. Мы женщины очень нуждаемся в обмене опытом, я бы ходили в какой-то такой клуб периодически с мамами, с детьми. Знаю, в Бресте есть Малышкина школа, слежу за ними, очень они молодцы. Если знаете такое в Гродно, подскажите буду благодарна.
lizochka
17 октября 2023 в 09:17 ответ mamamarina
mamamarina, https://www.instagram.com/the_best_mothers_grodno/ и еще что то было незначительное
lizochka
17 октября 2023 в 09:14
Я бы за порчу стала , конечно, такую взбучку дала бы, какой-то очень спокойный папа
svetasveta
17 октября 2023 в 09:21
Лично я с братом называю родителей по имени и различными вариациями имен на разный лад, считаем это нормой и семейным приколом, который никак не свидетельствует о нашем пренебрежительном отношении. Нам, наоборот, проще так. Все современные люди, родители тоже молодые, активные, все на равных.
Igoresha7
17 октября 2023 в 09:23
Слежу за Астаховой в инсте, вот уж не ожидал, что они такие пуритане, по образу и не скажешь. Но она честная баба, прямая, это нравится
dimavolkov
17 октября 2023 в 10:41
сразу видно, кто недоговаривает
Галина Николаевна
17 октября 2023 в 10:45
Все понятна. Одново не могу понять как может быть лучше воспитывать детей без отца и почему их повидение лучше от этово. Тут очевидна у девочки обида и прячится за ширму сильнай
lenochka1974
17 октября 2023 в 10:53
я обычный советский ребенок, мне подбрасывала мама книги. хотя своим детям я так не делала. закрывала глаза на сценах во взрослых фильмах и сама не начинала разговоры на эти темы. если надо, дочь сама делится, у нас очень открытые отношения
Гоша Гродненский
18 октября 2023 в 09:32
мамки рулят !
Глаша Скороходова
18 октября 2023 в 12:35
Свентицкая крутая! И ответы мне ее нравятся, не лукавит
domohoziain
19 октября 2023 в 11:40
А надо ли скупать детям все игрушки которые они хотят ? Ответ скорее нет , чем да. И прикрикнуть надо когда совсем на шею садятся. Как известно психика у них еще нестабильная, в отличии от взрослых, как разайдутся порой. Я считаю детей нужно воспитывать в строгости, потом СПАСИБО скажут
vandamchik
19 октября 2023 в 11:58
ох расказал бы я вам как меня мамка лупцывала в дестве
Анастасия Шепелевич
25 сентября 2024 в 16:19
Вторая героиня топ)))
Интересная статья, интересные мнения. Что-то откликнулось, а что-то наоброт.
Отдельная благодарность за подборку фото ЧБ, сразу другая атмосфреа: любовь, трепет, уют.